О Банковской группе     Контакты                           : : :
Мой регион | Смоленск
Москва
Смоленск и область
Пресса о Банке
Архив

2010 год

2009 год

2008 год

2007 год


29 июля 2009

Аналитики: "комиссары" ЦБ могут быть полезны, но оценивать их эффективность пока рано

РосФинКом

Спецпредставители Банка России в банках, получивших госпомощь, работают уже около полугода. Согласно информации, обнородованной сегодня ЦБ, его уполномоченные осуществляют контроль над деятельностью 45 банков. ИА "РосФинКом" попросило аналитиков оценить эффективность работы таких "комиссаров".

"Полномочия комиссаров с одной стороны, весьма широки, с другой стороны, прямых мер воздействия на решения банков они не имеют. Так, комиссары обладают правом "участвовать без права голоса в заседаниях органов управления кредитной организации, а также органов кредитной организации, принимающих решения по вопросам кредитования, управления активами и пассивами". Кроме того, они "вправе получать от кредитной организации информацию о размере вознаграждения, выплачиваемого этой организацией единоличному и коллегиальному исполнительным органам". То есть, фактически, осуществляют надзорные функции. Так как не имеют при этом права голоса, то напрямую повлиять на действия коммерческих банков, при этом, не могут. Однако, они могут передать информацию в ЦБ, который уже непосредственно сможет воздействовать на банки, для чего у него есть широкий спектр мер. Например, ЦБ может ограничить доступ к ликвидности. Или не выдавать субординированный кредит, если банк за ним обратится", говорит младший аналитик ИФК "МЕТРОПОЛЬ" Лейла Шарифуллина. "Таким образом, мы рассматриваем институт комиссаров ЦБ как эффективный метод контроля над расходованием денежных средств, выделенных государством для поддержки реальной экономики через банковскую систему", - резюмировала Шарифуллина.

Аналитик Арбат Капитала Михаил Завараев пока не торопится давать оценку деятельности спецпредставителей ЦБ. "Информации о том, насколько эффективно работают данные "комиссары", в прессу не поступало, жалоб от менеджмента банков также слышно не было, так что оценить результаты деятельности проверяющих ЦБ на данный момент сложно. Заранее сказать с уверенностью, действительно эффективный это инструмент или нет, достаточно сложно. Необходимо смотреть на официальные результаты их деятельности.", - сказал Завараев.
 
"Институт кураторов не является для отечественной банковской системы каким-то нововведением. "Персональный" надзор со стороны регулятора довольно долгое время действовал в качестве эксперимента в отношении нескольких кредитных организаций. С 1 января 2008 г. вступило в силу положение о кураторах кредитных организаций ЦБ, которое закрепило документарно этот вид надзора, расширило права и возможности кураторов. В частности в положении оговорены конкретные права доступа куратора к информации: куратор должен оперативно оценивать все изменения в финансовом положении кредитной организации и давать об этом информацию по вертикали - своему руководству. Другими словами, по мнению ЦБ, главная задача данного института спецпредставителей - проактивно реагировать на возможные угрозы финансовой устойчивости. С этой точки зрения, направление кураторов в банки, получившие госпомощь, выглядит совершенно логичным. Государственные средства выделялись на поддержание финансовой устойчивости данных институтов, а обеспечение стабильности банковского сектора - одна из основных задач Банка России", - пояснила Руководитель службы внутреннего контроля МФ Смоленского Банка Спесивцева Елена.
 
Эксперт напомнила, что регулятор уже не раз говорил о том, что планирует сделать институт кураторов обязательным для всех кредитных организаций. "Так что нет ничего удивительного в том, что внедрение спецпредставителей началось именно в те банки, которые испытали наибольшие трудности и были вынуждены просить помощи. Эффективность же данного инструмента можно будет оценить лишь со временем", - считает Спесивцева.
 
Прочитать статью Вы можете здесь.