О Банковской группе     Контакты                           : : :
Мой регион | Смоленск
Москва
Смоленск и область
Пресса о Банке
Архив

2010 год

2009 год

2008 год

2007 год


22 июля 2009

Клеймо банкрота

Газета.ru

2600 банкиров, возглавлявших обанкротившиеся банки, попали в «черный список» Центробанка. Пять лет они не смогут занимать руководящие посты в кредитных организациях. Банкиры приветствуют действия регулятора, но надеются, что каждый случай будет рассмотрен отдельно.

«В нашей базе данных есть информация о более чем 2600 лицах, которые занимали руководящие должности в банках, и эти банки потом обанкротились. В частности, в период кризиса в этот список было внесено 580 человек. Мы откажем этим лицам, если они захотят руководить банком», – сообщил в среду директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Центробанка Михаил Сухов.

Согласно закону «О банках и банковской деятельности», российские кредитные организации должны в письменной форме сообщить регулятору о предлагаемых назначениях на основные должности. Речь идет о руководителе, его заместителях, главном бухгалтере и его заместителях. Причем согласовывать необходимо кандидатуры на руководящие должности не только главного офиса, но и филиалов банка. В течение месяца со дня получения уведомления Центробанк согласовывает эти кандидатуры или же предоставляет мотивированный отказ.
 
Действия Центробанка обоснованны, поскольку направлены на борьбу с отмыванием денег, уверены участники рынка.
В прошлом году Центробанк отозвал лицензии у 34 банков, с начала 2009 года – у 30 банков. По оценке Агентства по страхованию вкладов, к концу года эта цифра может увеличиться до 60.
 
Банкиры отмечают, что до сих пор отзыв лицензий и банкротство банков в основном было связано с нарушением закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». «Цель Банка России – оздоровить банковскую систему, и сделать это можно, в том числе за счет снижения объема незаконных операций. Если топ-менеджер сознательно обходил закон, он должен попасть в черный список. Его пример будет другим наукой, в противном случае, получается птица-феникс: топ-менеджер поработал в одном банке, был замечен в сомнительной деятельности. В результате у банка отзывают лицензию, а бывший топ-менеджер нередко со своей командой уходит в другой банк и продолжает заниматься тем же», – рассказал «Газете.Ru» источник в одном из банков, входящих в топ-20. «Есть общемировая практика, когда лица с подмоченной репутацией не могут руководить банком», – добавляет первый вице-президент Ассоциации региональных банков, бывший зампред ЦБ Александр Хандруев.
 
Банкиры, чьи кандидатуры не будут согласованы Центробанком, смогут подать новую заявку на утверждение на руководящий пост в кредитной организации только через пять лет, сообщил Сухов.
 
«Центробанк пошел в сторону ужесточения, раньше запрет действовал в течение 3 лет»,– отмечает управляющий московского филиала Смоленского Банка Павел Шитов.
 
По мнению Хандруева, действовать надо еще жестче. «Я сторонник введения пожизненного запрета, давно пора так сделать», – говорит Хандруев.
 
Впервые идея о введении полного запрета на профессию была высказана в сентябре 2006 года бывшим зампредом ЦБ Андреем Козловым. «Зачастую складывается очень тревожная ситуация: команда менеджеров из банка, у которого отозвана лицензия за проведение сомнительных операций, в частности отмывание, переходит в другой банк и продолжает осуществлять сомнительные операции», – объяснил он необходимость такой меры, выступая на банковском форуме в Сочи. Меньше чем через неделю после этого он был убит.
 
Но, одобряя в целом действия регулятора, банкиры отмечают, что каждый случай следует рассматривать отдельно и не следует проводить массовую кампанию. «Я знаю такие примеры, когда банкир, будучи председателем правления, вступает в конфликт с собственниками, поскольку видит, куда идет банк. Его увольняют, через два месяца банк банкротится, а человек попадает в черный список», – рассказывает Хандруев. «Есть топ-менеджеры, которые не принимают решения, а только ставят подписи. Они, по сути, витрины, а реальные решения принимает собственник», – делится один из банкиров.
 
«Не надо перебарщивать. В условиях кризиса многие могли оказаться в такой ситуации, когда объективные обстоятельства способствовали банкротству»,– добавляет президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
 
Прочитать статью Вы можете здесь.