О Банковской группе     Контакты                           : : :
Мой регион | Смоленск
Пресса о Банке
Архив

2010 год

2009 год

2008 год

2007 год


26 октября 2010

«Занимаем.Ру»: Что такое private banking в России?

Интернет-портал Занимаем.ру

На вопросы Zanimaem.ru о ситуации, сложившейся вокруг private banking отвечает управляющий Московским филиалом Смоленского Банка Павел Шитов.

На вопросы Zanimaem.ru о ситуации, сложившейся вокруг private banking отвечает управляющий Московским филиалом Смоленского Банка Павел Шитов.

«Занимаем.Ру»: Что такое private banking в России?

Private banking в России (как и во всем мире) – это оказание финансовых услуг частным клиентам по управлению денежными средствами, создание оптимальных инвестиционных стратегий с учетом пожеланий конкретного клиента. И, конечно, Private banking подразумевает безупречное выполнение технических функций по реализации разработанных стратегий.

«Занимаем.Ру»: Каковы основные задачи частного банковского бизнеса?
Если говорить о России, то сегодня основной задачей для нас является именно развитие Private banking. По моему мнению, в нашей стране это направление представлено в ограниченных масштабах, находится на стадии становления.

«Занимаем.Ру»: Существует ли разница в подходах, методах и предложениях между зарубежными и нашими банками?
Услуги Private banking, те услуги, которые на западе именно банки оказывают своим клиентам, в России более востребованы и полнее представлены в разнообразных финансовых компаниях. Существуют объективные причины такого явления. Прежде всего, это связано с особенностями российского законодательства, которое накладывает на банки ряд ограничений, предъявляет к ним жесткие требования.
Реальность такова, что в современных условиях финансовым компаниям некоторые услуги уровня Private banking оказывать гораздо проще, чем банкам. В России регулятор понимает банк, прежде всего, как учреждение по привлечению депозитов, выдаче кредитов, иногда - инвестированию в ценные бумаги. Поэтому, повторюсь, развитие Private banking именно в банковской сфере – это и есть основная задача в направлении PB сегодня.

«Занимаем.Ру»: Конкурентоспособны ли российские банки в этом секторе рынка?
Конкурентоспособность – вопрос, в том числе, времени. Любая услуга, направление должно состояться, пройти все этапы развития, преодолеть проблемы роста.
Если будем говорить о Private banking – это направление в мире имеет длительную историю. На протяжении столетий складывалась практика, когда одни люди доверяли другим управлять своими деньгами. Но для того, чтобы такая конструкция имела право на жизнь, и более того - была конкурентоспособной – необходимы 2 составляющие. Во-первых, у клиентов должны появиться денежные накопления, которые можно отдать в управление. Во-вторых, должен образоваться рынок, сообщество добросовестных и грамотных управляющих.
В России пока идет становление этого направления, всех его составляющих. До 90-х годов Private banking у нас не существовало по объективным причинам, в нашей стране никто не управлял чужими деньгами. Естественно, на этапе формирования мы проходим через все стадии, которые проходило это направление во всем мире: пирамидостроение, различные нюансы становления фондового рынка, реклама невероятной доходности и пр.
Сегодня для России характерна следующая ситуация. Денежные средства для Private banking в результате накопления капитала у небольшого процента людей появились. Речь идет, конечно, именно о денежных средствах, которые человек хотел бы отдать в управление. Но необходимо учитывать тот факт, что в России обеспеченный человек заработал свои деньги недавно. Заработал он их, скорее всего, имея какой-то бизнес. В настоящее время он, как правило, этим же бизнесом управляет. Поэтому его деньги – это капитализация его собственного бизнеса. На западе очень многие живут, получая доход от своего капитала. То есть люди занимаются какой-либо деятельностью, а их капиталом управляют специализированные структуры. Если размер этого капитала достаточно велик по западным меркам, то тогда возникают отношения, которые мы называем Private banking.
У нас обе эти составляющие проходят становление. Надеюсь, что в нашей стране направление Private banking разовьется в полноценное, приобретет те же положительные черты, которыми обладает сегодня Private banking на западе, и как результат – станет конкурентоспособным в общемировых масштабах.

«Занимаем.Ру»: Какая категория людей может претендовать на обслуживание в частном банке? Имеет ли значение социальный статус или существует определенная пороговая сумма?
Сегодня разнообразные финансовые компании предлагают своим клиентам услуги по разработке различных стратегий инвестирования начиная от суммы в несколько миллионов рублей. Это и есть минимальная сумма для того, чтобы вступать в отношения Private banking.
Что касается социального статуса, он не является определяющим фактором, так как банк получает комиссию либо от величины средств, либо от величины дохода клиента.

«Занимаем.Ру»: Каковы критерии отбора клиентов?

Необходимо различать понятия Private banking и VIP-обслуживание.
VIP-обслуживание – это те услуги, которые банк оказывает не всем клиентам, а только тому, кто является для него действительно важным по ряду показателей. Значимым клиент может быть по нескольким причинам.
Во-первых, экономически важный клиент – он имеет большие кредиты, депозиты, пользуется многими услугами, приносит большую прибыль Банку. Во-вторых, клиент может быть важен как лицо, имеющее высокий социальный статус. И другие подобные причины.
Обычно банк принимает решение, является для него этот клиент VIPом или нет.
Ряд банков под понятием VIP-обслуживание понимают предоставление более широкого спектра услуг, сервисов за дополнительную плату. Но тогда, по моему мнению, имеет смысл говорить лишь о более широком пакете обслуживания. А не о VIP-обслуживании.
Кстати о VIP-обслуживании. Сегодня нашим банкам свойственно повышать лояльность клиента за счет оказания ему разнообразных небанковских услуг. Например, инвестирование в предметы старины и искусства, разнообразные винные коллекции и т.п. Таким способом наша индустрия пытается нащупать баланс интересов в VIP-обслуживании.
Private banking подразумевает несколько другие отношения. Это отношения управляющего и доверителя по управлению активами доверителя. У каждого из клиентов уже сформировались свои представления, идеи, мысли, какие-то направления инвестирования ему более понятны. Задача управляющего – оказать консалтинговые услуги, рассказать обо всех возможных вариантах управления активами. Но последнее слово и выбор остается за клиентом. Выслушав советы управляющего, клиент может остановить свой выбор на конкретных отраслях экономики, инструментах, которые обеспечат ему ожидаемый баланс доходности и риска. Таким образом формируется уникальная инвестиционная стратегия для конкретного клиента.
Но индивидуальный подход требует затрат времени квалифицированных специалистов. Поэтому и устанавливается минимальная сумма, как некий уровень, с которого имеет смысл пользоваться услугами Private banking. Иначе комиссия за обслуживание превысит разумные пределы.

«Занимаем.Ру»: Какие продукты наиболее популярны у VIP-клиентуры банка?
Высок интерес к депозитам. Сюда клиенты направляют бОльшую часть временно свободных денежных средств, поскольку это наименее рискованный инструмент. Далее - пластиковые карты (VISA Platinum) не только как платежный инструмент, но и как возможность получения дополнительных привилегий. А также как статусная, имиджевая вещь.
В последнее время все более популярным становится PayWell.
Отмечу, что 99% клиентов арендуют индивидуальные банковские сейфы.

«Занимаем.Ру»: На что Вы хотели бы обратить особое внимание клиентов при размещении средств в частном банке?
При выборе банка для Private banking клиенту необходимо обратить внимание, прежде всего, на то, сложились ли доверительные отношения, достигнуто ли личное взаимопонимание с будущими управляющими его активов.
Безусловно, необходимо учитывать опыт работы с банком знакомых. Положительные или, напротив, негативные рекомендации также важны.
Кроме того, нужно учитывать доходность фондов банка. Кроме частных стратегий, банки, которые занимаются управлением активами, также управляют разного рода фондами. Фонды предназначены для того, чтобы в них инвестировали деньги те клиенты, у кого сумма не достаточна для индивидуального Private banking. Это некий коллективный Private banking.
При создании фонда пишется инвестиционная декларация, где указывается, во что деньги будут инвестироваться, в соответствии с какими принципами осуществляется инвестиционная деятельность и другая важная информация. Как правило, имеется информация по доходности фондов за предыдущие периоды. Если банк работает достаточно давно, то эта доходность может сказать о многом. Постоянное получение доходности не ниже рыночного уровня – это показатель профессионального управления активами. И этот показатель также нужно учитывать при выборе банка для Private banking.
Самое главное в Private banking - клиент имеет право участвовать в корректировке, изменении стратегии, поэтому здесь должно сложиться взаимопонимание в отношениях клиент-управляющий. Если они будут говорить на одном языке – доверителю будет достаточно комфортно. Если доверия не сложилось, любое действие управляющего будет расцениваться, как попытка нанести ущерб своему доверителю. Никаких рабочих отношений не сложится. Тем более, отношений Private banking.

«Занимаем.Ру»: Какие еще эксклюзивные услуги Вы предлагаете?
Мы предлагаем VIP-клиентам набор классических банковских услуг, но с эксклюзивным сервисом. Это отдельный офис для VIP-клиентов, обеспечивающий конфиденциальность посещения, персональный менеджер, который решает все технические вопросы, готовит документы, а также знает, помнит и учитывает предпочтения клиента в решении тех или иных вопросов.


Леся Хихлич,
специально для «Занимаем.Ру»