О Банковской группе     Контакты                           : : :
Мой регион | Смоленск
Москва
Смоленск и область
Пресса о Банке
Архив

2010 год

2009 год

2008 год

2007 год


02 августа 2010

Туманные перспективы

Bankir.ru

По всем федеральными СМИ российская власть активно показывает, как она борется с кризисом. Официальная статистика свидетельствует о хорошем самочувствии российской экономики. Правда, как выясняется, будущее российских граждан в большей степени зависит не от родного правительства, а от США, Китая и, главное, от цен на нефть.

Все внимание на США
26-27 июня в канадском Торонто прошла встреча лидеров «Большой двадцатки»(G20). В саммите традиционно приняли участие главы государств  Китая, США, Японии, Германии, России и других стран. Главный вопрос, который обсуждали представители ведущих экономик мира, -  проблема государственного долга и бюджетного дефицита. Через несколько лет соотношение государственного долга к ВВП может составить в Японии около 300%, в Великобритании - 200%, во Франции, Германии и Италии – по 150%.

Однако итоговое коммюнике показало, что единой позиции у участников саммита нет. «Прошедшие в этом году саммиты G8 и G20 ни к чему существенному не привели. Лидеры договорились о «консолидации мер по контролю над национальными бюджетами», а также ужесточению «контроля над банковской деятельностью. То есть, пока лишь благие намерения, реализация которых может потребовать многие годы», - комментирует Вахид Валиев, аналитик Пробизнесбанка. G20 констатировала, что мировая экономика начала расти, но угроза рецессии остается. Финансовый рынок сомневается в платежеспособности некоторых европейских правительств и будущего Еврозоны, отмечает Брайан Коултон, глава отдела мировой экономики компании Fitch.

Между тем участников рынка все больше начинает беспокоить ситуация в экономике в целом, а не только в Европейском союзе. В частности, внимание рынка снова переключается на США. Сегодня очевидно, что после выхода целой серии негативных показателей у Штатов, инвесторов больше пугают не риски разрастания долговых проблем в Европе, а разочаровывающие данные из Америки, в которой может набрать силу вторая волна рецессии, утверждает Валиев. «Ситуация с долгами в США ничуть не лучше европейской - американская долговая пирамида до сих пор устойчива лишь благодаря исключительной роли Америки в современном мире», - говорит аналитик.

По словам Бена Бернанке, председателя Федеральной резервной системы (ФРС), если политика американских властей не изменится, через 10 лет у государства может не остаться финансовых ресурсов для каких-либо расходов, помимо выполнения социальных обязательств и выплаты процентов по госзаймам. В мае дефицит бюджета США составил $135 млрд. - немного меньше, чем прогнозировалось. По итогам 2009 года расходы превысили доходы на $1,42 трлн. В этом году, согласно официальным прогнозам, дефицит составит $1,56 трлн. или 10,6% ВВП, но затем в следующем году значительно уменьшится до 8,3%ВВП. Даже если все планы по снижению расходов будут выполнены, государственный долг вырастет до 71% ВВП к 2013 году, а к 2020 году достигнет 80% ВВП. Напомним, что в 2009 году объем долга составил 53% ВВП. По данным Министерства финансов, в этом году задолженность вырастет до $13,6 трлн., а в 2015 году до $19,6 трлн.

Эксперты отмечают риски, которые есть у ведущей мировой экономики. «Последние данные по США все нагляднее показывают, что восстановление американской экономки в условиях слабого рынка труда и сокращающегося кредитования носит неустойчивый характер.  Уровень безработицы, немного снизившись по сравнению с октябрьским пиком, остается на максимальных уровнях с 1983 года. Показатель средней  длительности безработицы находится на рекордном историческом уровне и продолжает расти», - рассказывает Ольга Беленькая, заместитель руководителя аналитического департамента компании «Совлинк».

Однако большинство экспертов не склонно драматизировать ситуацию. «На мой взгляд, ситуация в экономике США, в принципе, хорошая», - считает Алексей Белашов, главный аналитик Бинбанка. «Проблема долга очень серьёзна, но пока ещё довольно далека от того, чтобы стать критической. Общий долг США хоть и, действительно, очень большой в абсолютном измерении, но относительно размера экономики США пока ещё находится в области приемлемых значений и существенно ниже аналогичного показателя в Японии и целого ряда Европейских стран. Так что, у США пока ещё есть куда увеличивать свой долг», - убежден Владимир Осаковский, главный экономист ЮниКредит Банка.

По мнению Юрия Петрущика, члена правления Смоленского банка, динамика последних показателей, используемых Национальным бюро экономических исследований США в качестве критериев для определения фазы делового цикла, свидетельствует о том, что с середины 2009 года в США начался циклический подъем. Рост объемов продаж наблюдается с июня прошлого года, промышленного производства — с июля, реальные располагаемые доходы населения практически непрерывно возрастают с сентября 2009 года.

«Общий долг США на четверть меньше европейского, а долговые инструменты пользуются стабильным спросом, прежде всего, у азиатских торгово-экономических партнеров Америки. Наличие единого федерального бюджета и более «компактный» банковский сектор позволяют Америке проводить программу антикризисного стимулирования более эффективно, чем ЕС», - соглашается с другими экспертами Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент».

Новый лидер – новые угрозы
В прогнозах, обзорах и различных отчетах все чаще упоминается Китай. Именно эта страна, как подчеркивает Ольга Беленькая, сегодня локомотив мировой экономики. ВВП КНР в прошлом году достиг $4,9 трлн. Его рост в прошлом году составил 9,1%, в 2008 году – 9,6%. В этом году данный показатель, по официальному прогнозу, составит 9,5%. «Даже японский экспорт за последний год показывает некоторые структурные изменения в пользу роста торговли с Китаем. Не говоря уже об экономике, например, Австралии, где металлургический сектор, работающий на удовлетворение китайского спроса, стал в определенные периоды локомотивом всей экономики, при этом создавая ежемесячно большое количество рабочих мест», - рассказывает Евгений Винокуров, начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития. «Россия все более и более сильно зависит от Китая, особенно в плане экспорта черных и цветных металлов, а также угля, древесины, удобрений и нефти. Сокращение спроса со стороны китайской экономики наиболее сильно ударит по металлургам и перевозчикам», - признает Винокуров.

Александр Архипов, начальник управления развития международного бизнеса Росевробанка добавляет, что КНР является основным потребителем энергоресурсов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и последние проекты по строительству нефтепроводов ВСТО (Восточная Сибирь-Тихий Океан) подтверждают это. Россия делает очень большую ставку на КНР как на рынок сбыта энергоносителей.

В свою очередь, КНР рассматривает Россию как рынок сбыта своей продукции, создания совместных предприятий. «Я считаю, что лидирующая роль КНР в глобальной экономике будет только усиливаться и достигнет пика через 7-10 лет. На сегодня нет признаков перегрева китайской экономики, более того, она восстанавливается ускоренными темпами после кризиса», - утверждает Архипов. «ВВП КНР - второй по размерам в мире. Спад в темпах роста ВВП КНР, скажем, на 2-3% в годовом исчислении приведет к замедлению мирового ВВП от нескольких десятых  долей процента до более 1%. Это в полной мере относится и к России, где влияние спада в китайском спросе на сырьевые товары может ощущаться даже более сильно», - полагает Александр Осин.

В то же время перспективы развития экономики Китая становятся более неопределенными по нескольким причинам. «Прежде всего, стоит отметить ожидаемое сокращение внешнего спроса (США и ЕС), на которые приходится основной объем китайского экспорта. Частично это может быть компенсировано за счет  переориентации китайской экономики на внутренний спрос», - полагает Ольга Беленькая.  Кроме того, рынки беспокоят меры властей по охлаждению инфляции, а также меры, препятствующие чрезмерному росту рынка недвижимости, которые призваны привести к замедлению китайской экономики и как следствие – к менее агрессивному спросу на сырьевые ресурсы.

Обращает внимание Беленькая и на недавнее заявление ЦБ Китая о готовности перейти к более гибкому курсу юаня, прозвучавшее за неделю до саммита G20. Если Китай действительно готов к ревальвации юаня, это может оказать дополнительное давление на экспорт. «Ряд индикаторов показывает, что в последние месяцы рост китайской экономики немного замедляется, и во втором полугодии 2010 года этот тренд, скорее всего, сохранится. Ужесточение денежной политики привело к заметному замедлению роста денежной массы, однако темпы инфляции продолжают расти, а рост цен на недвижимость находится вблизи максимумов», - говорит Беленькая.

Замедление роста экономики Китая может ослабить цены на нефть, что существенно повлияет на экономику России, предполагает Виталий Елагин, аналитик-трейдер банка «Глобэкс». Последние экономические данные из Китая как раз и могут говорить о замедлении роста. «Индекс деловой активности PMI, который был опубликован в четверг, вышел ниже ожиданий, причем, значение его близко к самой низкой величине, начиная с января 2009 года. Этот факт добавит обеспокоенности инвесторам относительно темпов роста экономики КНР», - отмечает Елагин.

Между тем, большинство экспертов считает, что Китай сможет преодолеть трудности. Китайские власти осознают опасность перегрева экономики, убежден Евгений Винокуров. В прошлом году Пекин начал проводить меры по стимулированию внутреннего спроса, которые, в итоге, были весьма эффективными. «Позже, опасаясь возникновения "пузырей" на кредитных рынках, власти КНР частично свернули эти программы, однако, уже полученные результаты оказались вполне успешны, что оставляет за Пекином возможность (в случае замедления темпов роста) вернуться к ним вновь. Китайская экономика обладает большим внутренним потенциалом и достаточной гибкостью, а поэтому риски ее перегрева, на наш взгляд, невелики», - верит эксперт Пробизнесбанка.

В заложниках у «черного золота»
А Россия в это время пытается выполнить трудноразрешимую задачу. Провести модернизацию экономики, которая, в том числе, подразумевает сокращение лишней рабочей силы, снизить дефицит бюджета, другим словами, государственные расходы, и в то же время сохранить социальную стабильность, хотя бы перед выборами. Дефицит федерального бюджета по итогам первого полугодия составил, по предварительным данным, 439,9 млрд. рублей. Власти будут делать все возможное, чтобы снизить этот показатель, говорит министр финансов Алексей Кудрин. «Президент России Дмитрий Медведев в бюджетном послании поставил задачу снизить дефицит бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом. Поэтому, если он у нас был около 5,9% от ВВП, то не должен быть больше 2,9% в 2013 году», - настаивает Кудрин.

В середине июня российское правительство понизило прогноз по дефициту федерального бюджета за этот год на 1,4%. Вместо ранее запланированных 6,8%ВВП дефицит составит «всего лишь» 5,4%. По мнению помощника президента России Аркадия Дворковича, в 2011 году инфляция может составить менее 6%, а в последующие три-четыре года — около 3−4%. По данным Министерства экономического развития (МЭР), в  январе-апреле, в соответствии с новыми данными, промышленное производство выросло по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 9,7%, что на 2,8% выше, чем по предыдущей оценке. Обороты обрабатывающих производств увеличились на 13,3%. В мае рост промышленности продолжился. Также можно отметить улучшение на рынке труда и рост доходов населения. Так что существенных проблем нет, считает Елагин.

В то же время ряд экспертов, вообще, отказываются комментировать данные МЭРа и Росстата, поскольку слишком часто пересматриваются показатели и меняется методология подсчета. Недавно был опубликован мониторинг МЭР. В нем была снова пересмотрена динамика ВВП за первый квартал (-0,2%). Причем, этот показатель пересматривался уже несколько раз в сторону понижения. Первоначальный прогноз – рост больше чем на 4%.

«МЭР сам себя ставит в затруднительное положение - не зная возможной конъюнктуры цен на энергоносители (а ее вряд ли кто-либо может предсказать), говорить о динамике ВВП страны, всецело зависящей от сбыта сырьевых ресурсов, все равно, что гадать на «кофейной гуще». Заметим, что начальные, весьма оптимистичные прогнозы МЭР (о росте более чем на 4%), базировались на ожиданиях того, что к концу прошлого года нефтяные котировки достигнут уровня $90 за баррель и даже выше», - комментирует Валиев.

«В таком большом количестве уточнений скрывается желание быть более открытой и прозрачной экономикой для всего мира, в надежде привлечь институциональных инвесторов. Но прежде чем показывать столь высокие стремления и закидывать новостной фон постоянными поправками с чудовищной коррекцией, возможно, наиболее правильным вариантом было бы  перенять опыт адекватной, здоровой оценки и построения прогнозов у тех самых экономик, которые принято называть развитыми, и в один ряд с которыми в конечном итоге стремится встать наша страна», - советует  Андрей Харинов, ведущий специалист казначейства банка «Интеркоммерц».

Практически ни один из опрошенных нами экспертов не согласился с оптимистическими прогнозами российских властей по инфляции. По мнению Андрея Харинова, она может достичь показателя 11-15% в этом году. Что бы не говорили российские лидеры, ситуация в стране остается тяжелой. «В только что опубликованном докладе Всемирного банка эксперты отмечают, что в нашей стране есть факторы, способствующие экономическому росту, - отсутствие значительной государственной внешней задолженности, рост денежных доходов населения, сравнительно невысокий уровень безработицы. Однако корпоративный долг остается значительным. Рост доходов во многом был вызван мерами государственной поддержки, а планируемая модернизация страны высвободит излишний персонал. Называются цифры в 18 млн. и даже 35 млн. человек, что чревато социальными потрясениями», - отмечает Петрущик.

«Рост российской экономики по-прежнему определяется не частным, корпоративным спросом и инвестициями, а увеличением государственных вложений при улучшении статистики нетто-экспорта. Кредитование стагнирует, а 30% предприятий, по официальным данным, убыточны», - продолжает Александр Осин. Сокращение дефицита бюджета с 8,6% до 5,4% ВВП было достигнуто исключительно за счет роста нефтегазовых поступлений, напоминает  Юрий Петрущик.  Таким образом, получается, что Россия полностью зависит от макроэкономической конъюнктуры, а если более точно, от цен на нефть. «Понятия «нефть» и «российская экономика» являются практически тождественными», - считает Алексей Павлов, заместитель начальника аналитического департамента компании «Арбат Капитал».

«С одной стороны, для того, чтобы бюджет страны был бездефицитным, цены на нефть должны находиться на уровне $100 за баррель. Такая цена выгодна не только отечественной экономике, но и вполне приемлема для ведущих стран-потребителей сырья. Но такая точка зрения достаточно близорука», - утверждает ведущий маркетолог-аналитик группы компаний Broco Алексей Матросов. «Постоянное увеличение цен на нефть приводит к необдуманному росту госрасходов и эрозии бюджетной дисциплины. Кроме того, высокие цены на нефть сочетаются с их неустойчивостью, волатильностью», - считает эксперт.

По словам Кудрина, при цене $70 за баррель дефицит бюджета составит 4% от ВВП, при цене в $50 — 8%. В этих условиях придется секвестировать бюджет, повышать налоги, отказываться от мер социальной поддержки, государственных программ и т.д., напоминает Юрий Петрущик. Но высокая цена на нефть демотивирует модернизацию, считает эксперт. «Реалистичным прогнозом мне все же представляется уровень в $70-75 за баррель», - убежден член правления Смоленского банка.

Эксперты осторожны в своих прогнозах. Но все же они полагают, что цены на нефть не упадут ниже $60 за баррель. «Я ожидаю стабильного роста цен на нефть в ближайшие годы, даже несмотря на несбалансированность, высокие риски и слабые темпы восстановления реального производства и потребления в этот период. В условиях высоких инвестиционных рисков, при избытке денежной ликвидности, инвесторы вполне могут предпочесть реальным инвестициям покупку существующих товаров и услуг для хеджирования инфляционных рисков, связанных с ростом денежной массы», - прогнозирует Осин.

По мнения большинства аналитиков, несмотря на многие негативные моменты, можно говорить о некотором восстановлении российской экономики. «Ситуация в российской экономике выглядит как постепенное, но не слишком уверенное восстановление после резкого спада конца 2008 года – первого полугодия 2009 года. В базовом сценарии я ожидаю умеренного роста российской экономики. До сих пор для нее основными факторами поддержки были внешний спрос и госзаказ»,- считает Ольга Беленькая. «Так или иначе, наблюдается постепенное восстановление экономической активности практически во всех отраслях», - отмечает Осаковский. «Можно с оптимизмом отметить, что, начиная с марта, постепенно оживает кредитная система страны, которая является необходимым фактором для начала восстановления реального сектора экономики», - резюмирует Алексей Белашов.