О Банковской группе     Контакты                           : : :
Мой регион | Смоленск
Москва
Смоленск и область
Пресса о Банке
Архив

2010 год

2009 год

2008 год

2007 год


21 мая 2010

За полтора года кризиса банки закрыли 1024 точки

Bankir.ru

Банки активно оптимизируют свои сети продаж. Некоторые банки закрывают филиалы, другие идут по пути сокращения количества операционных касс вне кассового узла и кредитно-кассовых офисов.

При этом абсолютное большинство кредитных организаций осваивают формат операционного офиса. Ведь открытие и содержание такой точки обходится значительно дешевле, чем филиала.

С ноября 2008-го по март 2010 года количество структурных подразделений российских банков (филиалы на территории РФ, дополнительные, кредитно-кассовые и операционные офисы, операционные кассы вне кассового узла, передвижные пункты кассовых операций) в совокупности сократилось на 1024 единицы.

Лидерами сокращения количества филиалов стали в основном государственные банки и банки, активно развивавшие розничную сеть до кризиса. Но на общем фоне сокращения структурных подразделений есть и банки, напротив, увеличившие свои филиальные сети.

По данным агентства «Рус-Рейтинг», больше всего филиалов сократил Сбербанк — 183. Он же стал лидером сокращения сети структурных подразделений, сократив ее на 692 точки (данные рассчитаны за период с июля 2008 по март 2010 года). При этом, правда, аналитики отмечают, что банк увеличивал количество дополнительных офисов, за указанный период их было открыто 995.

Как сообщили «БО» в управлении по работе с филиалами Сбербанка России, за 2008 и 2009 годы банком открыто 362 банковских подразделения, порядка 600 действующих подразделений территориально перемещено. В ряде случаев вместо стационарных точек обслуживания в селе банком были введены в эксплуатацию мобильные офисы — передвижные пункты кассовых операций, функционирующие на базе спецавтомобилей, которые позволяют обслуживать несколько (как правило, пять-шесть) населенных пунктов. «Наряду с этим банк закрыл определенное количество точек обслуживания, прежде всего по причине отсутствия объективных условий для совершения банковских операций», — прокомментировали сокращение точек в управлении. Сбербанк продолжает проводить планомерную политику оптимизации структуры управления филиальной сетью на уровне субъектов РФ. Так, для управления филиальной сетью на территории Москвы был организован Московский банк, завершаются работы по открытию Чеченского отделения. По данным управления, сейчас в банке ведется проект по разработке новых типовых форматов и переформатированию сети подразделений. Для «обкатки» новых форматов предусмотрена реализация 20 новых проектов в шести территориальных банках. После, по итогам функционирования пилотных подразделений, начнется процесс переформатирования филиальной сети банка по всей стране.

«Сократить» не значит «уйти навсегда»

По мнению аналитика агентства «Рус-Рейтинг» Анастасии Лисицкой, стремление банков сократить издержки на содержание филиалов и одновременно сохранить широкую сеть продаж стало возможным благодаря активному открытию операционных офисов. Их рост с 1 ноября 2008 года составил 61%, или 825 единиц. Основным преимуществом операционных офисов перед дополнительными является возможность их функционирования вне пределов территории, ограниченной регистрацией головного офиса или филиала, но в рамках соответствующего им федерального округа.

Участники рынка также подтверждают эту тенденцию. «Я бы не сказала, что ближайшей тенденцией будет сокращение филиального присутствия банков, — считает Любовь Кургапкина, начальник департамента регионального бизнеса Транскапиталбанка. — Банки, которые столкнутся с проблемой дефицита клиентской базы, скорее всего, займутся переформатированием своих филиалов с целью оптимизации расходов на их содержание».

Как сообщили «БО» в пресс-службе банка «Траст», в рамках общей стратегии повышения эффективности бизнеса филиалы банка в регионах не закрываются, а конвертируются в формат операционного офиса с сохранением всего спектра финансовых услуг частным и юридическим лицам. При этом в банке идет процесс централизации: «Под централизацией в данном случае мы понимаем перенос операционных функций из объектов филиальной сети в централизованные подразделения, которые мы называем «бэк-офис». Наш опыт доказал, что такая конвертация сети представительств банка повышает эффективность работы в целом. В частности, сокращается время обработки клиентской информации и уровень операционных ошибок», — пояснили в пресс-службе. В банке подчеркивают, что конвертация сети представительств банка никак не влияет на общее количество его отделений по России, а изменение статуса офиса банка не влечет за собой никаких неудобств для клиентов.

Примерно по этому же пути пошел и ЮниКредит Банк. «В 2009 году мы централизовали вспомогательные и бэк-офисные функции регионов в Москве, за счет чего существенно повысилась наша эффективность. Кроме того, мы смогли полностью укомплектовать 26 отделений из числа вновь открывшихся нашими сотрудниками, работавшими ранее на других участках. Всего у нас сейчас работает порядка 3600 человек, что примерно на 3% меньше, чем было год назад», — рассказали в пресс-службе банка.

По словам вице-президента, заместителя руководителя блока «Сеть продаж» Промсвязьбанка Владимира Шаталова, банки всерьез взялись за процедуру трансформации филиалов в формат операционных офисов. И, как считает эксперт, это объективный процесс, по которому идут практически все крупнейшие сетевые банки. «Формат оперофиса дает экономию затрат по сравнению с филиалом на 10–20%, —говорит Владимир Шаталов. — Это позволяет не только повысить рентабельность в крупных регионах, но и вывести точки на прибыльность на рынках с небольшой емкостью. Если раньше такую точку закрывали, то теперь есть возможность, сократив затраты, сделать ее окупаемой. А это, в свою очередь, позволяет повысить конкуренцию на небольших рынках и сделать банковские услуги там более доступными для клиентов».

Планы банков

Промсвязьбанк
За период с 2008 по 2010 год закрыта 51 точка продаж, в том числе: 22 дополнительных офиса, 25 ОКВКУ, 4 представительства. За этот же период открыто 69 точек продаж, в том числе: 7 филиалов, 55 дополнительных офисов, 1 операционный офис, 6 ОКВКУ. По состоянию на 1 апреля 2010 года ведется операционная деятельность в 232 точках на территории России (48 филиалов, 154 ДО, 1 ОО и 29 ОКВКУ). Банк планирует открыть до 10 новых точек в этом году, включая новый регион — Татарстан.

До конца 2010 года планируется перевести в формат операционных офисов два-три филиала с небольшой емкостью в регионах.

Банк «Траст»
Банк присутствует в 60 регионах РФ, 160 городах РФ; 24 филиала, 16 дополнительных офисов, 153 операционных офиса, 1 кредитно-кассовый офис, 4 операционные кассы вне кассового узла.

В структуре сети будут сохранены базовые филиалы с функцией бэк-офиса — в городах Хабаровск, Барнаул, Челябинск, Ульяновск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Москва, Владимир и Липецк. В зависимости от расположения операционные офисы банка в других городах переподчиняются тому или иному базовому филиалу.

Транскапиталбанк
Региональная сеть представлена 16 филиалами, 2 операционными офисами, 13 дополнительными и 5 кредитно-кассовыми офисами, 4 операционными кассами вне кассового узла и 123 банкоматами.

В рамках реализации программы по повышению эффективности действующих региональных подразделений в 2009 году было закрыто два дополнительных офиса обслуживания Рязанского и Пермского филиалов, открыто три дополнительных офиса и один кредитно-кассовый офис в Брянске, Екатеринбурге и Подмосковном регионе. На базе действующих подмосковных филиалов банком создано два региональных центра инкассации.

Абсолют Банк
Структурные подразделения Абсолют Банка по состоянию на 13 апреля 2010 года: филиалы — 20; дополнительные офисы — 44; ККО — 2; операционные кассы вне кассового узла — четыре. Политика банка по развитию региональной сети не предусматривает открытия операционных офисов.

ЮниКредит Банк
В 2009 году сеть ЮниКредит Банка продолжала расти. Было введено в эксплуатацию 23 новых офиса:  4 — в Москве и Московской области, 6 — в Санкт-Петербурге, 13 — в других регионах России. Были закрыты и преобразованы в новые филиалы три офиса корпоративных продаж в Волгограде, Ставрополе и Уфе. В начале 2010 года были закрыты три отделения в Москве, одно в Санкт-Петербурге, один допофис и один оперофис в регионах, то есть сеть сократилась на шесть точек.

Смоленский банк
В период кризиса ни одного офиса Смоленского банка закрыто не было. Сеть отделений в регионах присутствия, напротив, удалось расширить: несколько новых дополнительных офисов было открыто в Москве (2) и Московской области (1) , а также в Смоленском регионе (2).

Более подробно со статьей можно ознакомиться здесь.