О Банковской группе     Контакты                           : : :
Мой регион | Смоленск
Москва
Смоленск и область
Архив

2011 год

2010 год

2009 год

2008 год

2007 год


26 августа 2011

«Понаехали тут»

Banki.ru

Некоторые региональные банки не ограничиваются работой только на своей территории и открывают подразделения в столице. Зачем они это делают? Как можно добиться успеха «провинциалу» в Москве? Стоит ли сегодня другим региональным кредитным организациям пытаться покорить столицу? Эти вопросы обсуждались вчера в пресс-центре портала Банки.ру.

«Понаехали тут!» Это выражение, предназначенное, как правило, приехавшим в столицу в поисках лучшей жизни простым гражданам, можно отнести и к банкам. Ведь, кажется, уж чего-чего, а бизнеса в Белокаменной всегда было много и разного, и в подпитке из регионов она вряд ли нуждается. Скорее, наоборот: все больше и больше крупных компаний осуществляют региональную экспансию и открывают свои подразделения за пределами МКАД.

Однако участники пресс-конференции на портале Банки.ру, представляющие как раз региональные банки, считают, что при желании региональным банкам есть что предложить столичным жителям.

В поисках лучшей жизни

«Мы в Москве появились в 1995 году, — вспоминает председатель совета директоров, управляющий столичным филиалом Смоленского Банка Павел Шитов. — Тогда банковская система не была такой, как сейчас, — большинство кредитных организаций видели себя специализированными. И мне тогда много рассказывали о том, как перспективно быть, допустим, опорным банком лакокрасочной промышленности. Но мы приняли решение развиваться как универсальный банк, считая это наиболее правильным путем скорейшего развития. А универсальный банк должен проводить широкий спектр операций, и мы стали это реализовывать. Соответственно, под это дело решили создать московский филиал, где поначалу будут проводиться операции, по ряду причин невозможные в Смоленске».

Шитов рассказал, что также в Москве находилось и IT-подразделение, потому что в те годы найти программистов в Смоленске было невозможно. За первый год работы в столице банк создал себе сервисную зону, в итоге появился филиал, который выполняет все виды банковских услуг. «Мы тогда были на равных стартовых позициях с московскими банками, и сегодня не испытываем какого-либо давления», — подчеркнул он.

Вместе с тем — и это отмечают многие представители региональных банков — все технические, сервисные и продуктовые новинки в первую очередь появляются в столичных банках. Поэтому наличие филиала в Москве идет на пользу и головному банку в регионе. Павел Шитов сообщил, что Смоленский Банк первый в своем городе убрал из своих отделений охранников, стоявших на входе, и клиентам не приходилось входить только после предъявления паспорта. О том, что необходимы дресс-код для операционистов, просторные клиентские помещения, хорошее освещение и кондиционированный воздух, тоже поначалу «подсмотрели» в Москве.

Московский филиал Азиатско-Тихоокеанского Банка открылся в Москве три года назад. «Ни для кого не секрет, что основной финансовый поток проходит здесь, — говорит управляющий столичным филиалом данного финучреждения Татьяна Чеконова. — Это и федеральные деньги, и средства торговых предприятий, головные организации многих из которых располагаются в Москве. Поэтому первоначальной целью было обслуживание наших клиентов, которые находятся на Дальнем Востоке и в Сибири. Потому что отдавать их финансовые потоки банкам-конкурентам — просто глупо».

 Банк «Санкт-Петербург» региональным назвать трудно. Тем не менее эта кредитная организация имеет головную структуру именно в городе на Неве и свой бизнес начала развивать прежде всего на северо-западе страны. При этом работа на столичном рынке привлекла банк возможностью сконцентрироваться на определенных направлениях бизнеса. По словам управляющего московским филиалом банка Татьяны Богданович, будучи универсальной кредитной организацией, «Санкт-Петербург» занимается в Москве обслуживанием крупных корпоративных клиентов, многие из которых являются системообразующими предприятиями страны. Жителям столицы услуги банка доступны только в рамках private banking.

Представители региональных банков указали, что в их планах — наращивание бизнеса в столице, но точно так же они будут развивать бизнес и в других уголках страны.

«Кризис был не по нашей причине»

По словам банкиров, работать в Москве, но иметь головную структуру и основной бизнес в регионах не так уж плохо. В то время как некоторые крупные федеральные банки страдали от катастрофической нехватки ликвидности в кризисный период 2008 года, не такие большие кредитные организации умудрялись решать свои проблемы более спокойно. «Кризис был не по нашей причине!» — оптимистично заявляет Павел Шитов.

Он рассказывает, что, когда среди частных вкладчиков началась паника и они стали массово закрывать свои депозиты, Смоленский Банк сделал клиентам интересное предложение. «Каждый вкладчик, забиравший деньги и, соответственно, терявший проценты, получал специальный ваучер на восстановление вклада и процентов в течение недели, — объясняет он. — Паника, как правило, утихает быстро: за пять дней мы вернули 80% отозванных средств».

Татьяна Богданович на последствия кризиса и возможность новых угроз смотрит несколько иначе. «Мои коллеги представляют банки с востока страны, мы находимся на западе, и у меня нет такого оптимизма, — говорит она. — И кризисные явления, конечно, будут еще проявляться. Это вопрос времени. В этой связи наш риск-менеджмент считает, что мы должны корректировать наши позиции по определенным отраслям».

Сам себе хозяин

Региональные банкиры отмечают, что московские банки, развивающие свои филиальные сети и открывающие отделения в разных городах России, делают большую ошибку, не предоставляя им самостоятельности и достаточных полномочий. «Никто из представителей регионального бизнеса, никто из местных властей не будет разговаривать с человеком, который не принимает решения», — утверждает Павел Шитов.

В целом представители региональных банков отмечают, что их московские филиалы имеют очень большие лимиты на выдачу кредитов и достаточно самостоятельны. А это одна из составляющих успеха.

«В Москву, в Москву!..»

Стоит ли теперь другим региональным банкам пытаться завоевать столицу и открывать здесь филиалы? Мнения банкиров здесь разнятся.

Павел Шитов уверяет, что добиться успеха можно, попытавшись заняться розничным бизнесом, поскольку он имеет более быструю отдачу. «Корпоративный сегмент — он долгий, и корпоративные отношения формируются достаточно длительное время», — объясняет он. Татьяна Чеконова советует тем, кто хочет развивать бизнес в столице, определиться, для чего это нужно. «Если для имиджа, просто чтобы иметь офис на Тверской — так это одно дело, и рассчитывать на отдачу не стоит, — говорит она. — Если же действительно делать дело, то нужно придумать что-то новое, удивительное, чего у других банков нет».

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ